Как учить таблицу умножения играя. Эта простая хитрость в два счета научит твоих детей умножению! Каникулы не испорчены

Эта статья о том, как выучить таблицу умножения без мучений и зубрёжки. В ней мы рассказываем, как научиться умножать числа до 10 друг на друга, запомнив всего 36 примеров вместо 100. А ещё показываем 5 полезных игр и пару лайфхаков, которые помогут выучить таблицу умножения не только быстро, но и весело.

Превращаем 100 примеров в 36

Таблица умножения на обратной стороне большинства тетрадок выглядит так:

На то, чтобы её выучить, может уйти целое лето. Понятно, что механическое заучивание правильных ответов к сотне примеров — самый трудоёмкий способ запомнить результаты умножения чисел до 10 друг на друга.

Процесс в разы ускоряется, когда мы показываем, как все эти 100 сочетаний можно сократить до 36. В этом деле куда более удачным наглядным пособием служит таблица Пифагора:

На её примере уже можно показать принципы умножения через площади небольших прямоугольников:

  • 3 * 5 = 15, потому что в прямоугольник со сторонами длиной 3 и 5 клеточек помещается 15 маленьких квадратиков (считаем их вместе, чтобы убедиться).
  • 5 * 3 = 15 по той же причине (считаем вместе).

Здесь же наглядно демонстрируем свойство коммутативности: от перестановки мест множителей произведение не меняется. Разумеется, название этого свойства лучше придержать до Хеллоуина, чтобы не пугать никого раньше времени:)

Из-за этого таблица Пифагора симметрична относительно своей диагонали, поэтому из 100 примеров для запоминания остаётся уже 55: сама диагональ с значениями 1, 4, 9, …, 100 и всё, что находится выше или ниже.

Это открытие можно сделать самостоятельно, заполнив часть пустой таблицы Пифагора, в которой изначально отмечены только множители:

Ребёнок может начать заполнять её, даже если ещё не знает правил умножения — складывать ведь он уже умеет, поэтому без труда посчитает сначала 2 + 2, потом 4 + 2, потом 6 + 2, и так, вплоть до 20. Потом ряд с тройками, и так далее.

Заполнив только часть таблицы (например, квадрат 6 * 6 клеток), уже можно увидеть одинаковые числа и понять, что зубрить её целиком совсем не нужно.

После этого на той же таблице Пифагора демонстрируем два принципа, позволяющие «автоматизировать» ещё 19 операций на умножение: умножение на 1 и умножение на 10:

  • Если число умножить на единицу, оно никак не меняется. .
  • Если число умножить на 10, у него появляется ноль на конце.

Отнимаем от оставшихся ранее 55 примеров на умножение ещё 19 «автоматизированных» и получаем всего 36 сочетаний, которые нужно запомнить. Почти втрое меньше, чем предлагают нам на обложках тетрадок!

Уже легче, не так ли?


Играем и запоминаем

Сложно запомнить то, что нельзя применить в жизни. Именно поэтому важно показать, что таблица умножения может быть полезна. В этом помогут игры и увлекательные занятия.

Большой снегопад

Эти задачки позволят ребёнку побывать в ситуации, когда без умножения не обойтись. В процессе решения задач ребёнок понимает, что не обязательно каждый раз пересчитывать квадратные плитки — достаточно длину умножить на ширину!

Битва прямоугольников

Это простая игра для двух человек на понимание умножения и площади прямоугольника.

Вам понадобятся 2 фломастера, листок бумаги в клеточку и 2 кубика. Каждый игрок выбирает цвет карандаша или фломастера, которым он будет рисовать.

Игроки ходят по очереди. Первый игрок бросает 2 кубика. Затем он должен нарисовать на листке со своей стороны прямоугольник или квадрат, стороны которого по числу клеточек равны числам на кубиках. В середине фигуры записывается его площадь — сколько клеточек занимает фигура. Следом сходит второй игрок, и так далее.

Игра заканчивается, когда на листе больше не остаётся места для новых фигур. Выигрывает тот, чьи фигуры заняли больше клеточек на листе бумаги.

Игра-рыбалка на умножение

С этой игрой дети легко разберутся с принципом умножения: почему два на четыре будет восемь, или три на три будет девять. В игре можно выловить только такое количество рыб, которое кратно 2 или 3. А чтобы их получить, придётся подобрать правильные карточки.

Подготовка

Для игры распечатайте игровое поле, не менее 4 страниц с рыбками и сачок для каждого игрока. Подготовьте игральный кубик, фишки для каждого игрока и бумагу с ручкой.

Как играть

Игроки по очереди бросают кубик и перемещаются по полю. Если игрок останавливается на клетке с животным, то он не получает рыбок.

Если игрок останавливается на клетке со словами, то вылавливает указанное количество рыб — берёт карточки и кладёт в свой сачок.

Когда все игроки дошли до конца, подсчитываем улов. У кого в сетях оказалось больше рыб, тот и победил.

Настольная игра

В этой игре много-много всего полезного и занимательного. Но самое главное — основная часть таблицы умножения у вас в кармане! Без занудного заучивания ребёнок учится перемножать числа от 1 до 5. Игра построена на уникальной методике, которая помогает детям своими глазами увидеть, что такое умножение, и даже подержать его в руках. А это так важно для первых шагов в арифметике.

Игровой набор включает в себя карточки с изображением домов, окна в этих домах прозрачные — в этом главная фишка методики! Соединив две карточки с количеством окон «два» и «три» вы получите дом, в котором количество окон будет «шесть»: 2х3=6.

Сами дома нарисованы очень ярко и необычно, просто рассматривать их — отдельное удовольствие. Также в наборе есть карты с заданиями, игровая фишка, симпатичный мешочек для хранения из водонепроницаемой ткани и подробная инструкция с оригинальными иллюстрациями.


В «Много-Много» предусмотрены два варианта игры. В обоих есть возможность регулировать сложность игры, подстраивая её под вашего ребенка. Оба варианта игры будут увлекательны как для тех, кто только начинает знакомиться с таблицей умножения, так и для тех, кто уже твердо её знает.

И напоследок

Не столь важно, как именно вы будете учить таблицу умножения: главное делать это с удовольствием — ведь так знания усваиваются куда лучше, а процесс становится приятным и интересным!

Для начала нужно сделать две вещи: распечатать саму таблицу умножения и объяснить принцип умножения.

Для работы нам понадобится таблица Пифагора. Раньше её публиковали на обороте тетрадей. Выглядит она так:

Также вы можете увидеть таблицу умножения в таком формате:

Так вот, это не таблица. Это просто столбики из примеров, в которых невозможно найти логические связи и закономерности, поэтому ребёнку приходится учить всё наизусть. Чтобы облегчить ему работу, найдите или распечатайте настоящую таблицу.

2. Объясните принцип работы

Когда ребёнок самостоятельно находит закономерность (например, видит симметрию в таблице умножения), он запоминает её навсегда, в отличие от того, что он вызубрил или что ему сказал кто-то другой. Поэтому постарайтесь превратить изучение таблицы в интересную игру.

Приступая к изучению умножения, дети уже знакомы с простыми математическими действиями: сложением и умножением. Вы сможете объяснить ребёнку принцип умножения на простом примере: 2 × 3 - то же самое, что 2 + 2 + 2, то есть 3 раза по 2.

Объясните, что умножение - это короткий и быстрый путь провести вычисления.

Дальше нужно разобраться с устройством самой таблицы. Покажите, что числа из левого столбика умножаются на числа из верхней строки, а правильный ответ - на месте их пересечения. Найти результат очень просто: нужно только провести рукой по таблице.

3. Учите небольшими порциями

Не нужно пытаться за один присест выучить всё. Начните с колонок 1, 2 и 3. Так вы постепенно подготовите ребёнка к усвоению более сложной информации.

Хорошая методика: взять пустую распечатанную или нарисованную таблицу и самостоятельно её заполнить. На этом этапе ребёнок будет не запоминать, а считать.

Когда он разобрался и достаточно хорошо усвоил самые простые столбцы, переходите к числам посложнее: сначала к умножению на 4–7, а затем на 8–10.

4. Объясните свойство коммутативности

То самое известное правило: от перестановки множителей произведение не меняется.

Ребёнку станет понятно, что на деле ему нужно выучить не всю, а только половину таблицы, и некоторые примеры он уже знает. Например, 4 × 7 - то же самое, что 7 × 4.

5. Находите закономерности в таблице

Как мы уже говорили ранее, в таблице умножения можно обнаружить множество закономерностей, которые упростят её запоминание. Вот некоторые из них:

  1. При умножении на 1 любое число остаётся тем же.
  2. Все примеры на 5 оканчиваются на 5 или 0: если число чётное, приписываем 0 к половине числа, если нечётное - 5.
  3. Все примеры на 10 оканчиваются на 0, а начинаются с числа, на которое мы умножаем.
  4. Примеры на 5 вполовину меньше, чем примеры на 10 (10 × 5 = 50, а 5 × 5 = 25).
  5. Чтобы умножать на 4, можно просто дважды удваивать число. Например, чтобы умножить 6 × 4, нужно удвоить 6 два раза: 6 + 6 = 12, 12 + 12 = 24.
  6. Чтобы запомнить умножение на 9, запишите ряд ответов в столбик: 09, 18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81, 90. Запомнить нужно первое и последнее число. Все остальные можно воспроизвести по правилу: первая цифра в двузначном числе увеличивается на 1, а вторая уменьшается на 1.

6. Повторяйте

Чаще занимайтесь повторением. Сначала спрашивайте по порядку. Когда заметите, что ответы стали уверенными, начинайте спрашивать вразброс. Следите и за темпом: сначала давайте побольше времени на размышление, но постепенно увеличивайте темп.

7. Играйте

Пользуйтесь не только стандартными методами . Обучение должно увлекать, интересовать ребёнка. Поэтому используйте наглядные средства, играйте, применяйте разные методики.

Карточки

Игра проста: подготовьте карточки с примерами умножения без ответов. Перемешайте их, а ребёнок должен вытягивать по одной. Если он даёт правильный ответ, откладываем карточку в сторону, неправильный - возвращаем в стопку.

Игру можно разнообразить. Например, давать ответы на время. И каждый день подсчитывать количество правильных ответов, чтобы у ребёнка появилось желание побить свой вчерашний рекорд.

Играть можно не только на время, но и до тех пор, пока не кончится вся стопка примеров. Тогда за каждый неправильный ответ можно поручать ребёнку задание: рассказать стихотворение или прибрать вещи на столе. Когда же все карточки разгаданы, вручить небольшой подарок.

От обратного

Игра похожа на предыдущую, только вместо карточек с примерами вы готовите карточки с ответами. Например, на карточке написано число 30. Ребёнок должен назвать несколько примеров, которые в результате дадут 30 (например, 3 × 10 и 6 × 5).

Примеры из жизни

Обучение становится интереснее, если обсуждать с ребёнком вещи, которые ему нравятся. Так, у мальчика можно спрашивать, сколько колёс нужно четырём машинам.

Также можно использовать наглядные средства: палочки для счёта, карандаши, кубики. Например, возьмите два стакана, в каждом из которых по четыре карандаша. И наглядно покажите, что количество карандашей равно количеству карандашей в одном стакане, помноженному на количество стаканов.

Стихи

Рифма поможет запомнить даже сложные примеры, которые никак не даются ребёнку. Самостоятельно придумывайте незамысловатые стихи. Подбирайте самые простые слова, ведь ваша цель - упростить процесс запоминания. Например: «Восемь медведей рубили дрова. Восемью девять - семьдесят два».

8. Не нервничайте

Обычно в процессе некоторые родители забываются и совершают одни и те же ошибки. Вот список вещей, которые нельзя делать ни в коем случае:

  1. Заставлять ребёнка , если он не хочет. Вместо этого пытайтесь его мотивировать.
  2. Ругать за ошибки и пугать плохими оценками.
  3. Ставить в пример одноклассников. Когда тебя с кем-то сравнивают, это неприятно. К тому же нужно помнить, что все дети разные, поэтому к каждому нужно найти правильный подход.
  4. Учить сразу всё. Ребёнка легко напугать и утомить большим объёмом материала. Учитесь постепенно.
  5. Игнорировать успехи. Хвалите ребёнка, когда он справляется с заданиями. В такие моменты у него появляется желание учиться дальше.

Сейчас спустя много лет, когда нам пришлось изучить и освоить многое, нам кажется очень легким изучение таблицы умножения.

А вспомните себя в возрасте ученика второго или третьего класса вам казалось, что выучить таблицу умножения невозможно.

Но приходилось учить, и каждый учил разными способами.

Давайте рассмотрим самый простой способ изучения таблицы умножения, чтобы ребенку было интересно, и он быстро запомнил таблицу умножения.

Рассмотрим простой способ изучения таблицы умножения

Этап 1. Подготовка к изучению таблиц умножения.

Самое главное, чем вы можете помочь ребенку в изучении таблицы умножения это, найти и распечатать саму таблицу умножения и рассказать принцип умножения.

Когда ребенок поймет сам принцип умножения, тогда он быстро сможет выучить таблицу умножения и ему будет легко выучить ее.

Таблицу умножения вы можете вырезать из тетрадки, она находится на обороте тетрадки.

Таблица умножения бывает двух видов:

Самое главное вы должны правильно объяснить ребенку закономерность таблицы умножения, если ребенок поймет принцип умножения, то он легко выучит таблицу умножения и ему не надо будет ее учить и зубрить не понимая ее смысла.

Этап 2. Принцип таблицы умножения

Перед тем как начать учить таблицу умножения рассмотрите ее вместе с ребенком найдите определенные последовательности, закономерности, которые есть в таблице объясните ребенку, как и из чего появляются эти закономерности.

Постарайтесь сконцентрировать внимание ребенка на важных моментах таблицы умножения.Когда дети начинают изучать таблицу умножения, у них уже есть небольшой опыт в математических действиях, они умеют складывать, вычитать и начинают умножать простые числа.

Начните изучать таблицу умножения на два и одновременно рассматривайте с ребенком сложение, чтобы он понял суть самого умножения.

Например: вам надо выучить таблицу умножения на два, вы вместе с ребенком умножаете 2 * 3 = 6 это же самое действие вы расписываете с ребенком в виде сложения 2 + 2 + 2 = 6.

То есть число два вы берете и складываете три раза и у вас получается одинаковый ответ.

Объясните ребенку, что умножая всего два числа он быстро найдет ответ, а если он будет складывать число два несколько раз, то он потратит много времени, чтобы получить ответ.

Рассмотрим следующие примеры:

2 + 2 + 2 + 2 = 8

2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 10

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 12

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 14

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 16

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 18

2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 + 2 = 20

На основе этих примеров ребенок легко поймет суть умножения, ему не захочется складывать одно и то же число несколько раз, он наглядно увидит путь умножения и его закономерность.

Разобравшись с таблицей умножения на два и выучив ее, ребенок легко может приступать к изучению таблицы умножения на три и так далее.

Этап 3. Учите таблицу умножения частями

Не надо учить таблицу умножения всю сразу это очень сложно для ребенка и вместо знаний у ребенка в голове будет одна каша.

Всегда учите таблицу умножения по частям, начните с самых простых чисел сначала на два, три, затем закрепите выученную таблицу умножения. Поспрашивайте ребенка в разнобой, затем можно приступать к изучению таблицы умножения на четыре, потом на пять.

Учите таблицу умножения постепенно этап за этапом и обязательно закрепляйте выученную таблицу умножения примерами, интересными вопросами или в виде игры, ребенку не только будет полезно выучить таблицу умножения, но и интересно.

Можно распечатать или начертить несколько таблиц умножения с пустыми клеточками, ребенок может тренироваться и проверять свои знания по уже выученной таблице умножения.

Этап 4. Объясните правило умножения

Ребенок должен запомнить главное правило таблицы умножения: от перестановки множителей произведение не меняется.

Рассмотрите с ребенком несколько примеров из таблицы умножения, которые относятся к этому правилу.

Например:

Таких примеров в таблице умножения много и когда ребенок запомнит правило ему не надо будет учить каждую строку таблицы умножения, потому что многие примеры повторяются в следующих столбцах.

Этап 5. Никогда не забывайте о закономерностях таблицы умножения

В таблице умножения очень много закономерностей о которых всегда надо помнить и знать при помощи этих закономерностей легко выучить и запомнить таблицу умножения.

Рассмотрим несколько закономерностей таблицы умножения

Закономерность 1. Умножение на единицу

Не важно какое число вы хотите умножить на единицу вы всегда получите то же самое число, которое умножаете, умножение на цифру один не меняет конечного результата.

Например:

Закономерность 2. Умножение на пять

Все примеры умножения на цифру пять всегда оканчиваются на 0 или на 5, если рассматривать столбик таблицы умножения на пять, то вы увидите, что умножение нечетных чисел всегда заканчивается на 5, а умножение четных чисел заканчивается на 0.

Например:

Умножение четных чисел

Умножение нечетных чисел

Закономерность 3. Умножение на десять

Рассмотрим столбик таблицы умножения на десять, умножение любого числа на число десять оканчивается на 0.

Например:

Закономерность 4. Некоторые примеры вполовину меньше

Рассмотрим примеры умножения на пять и примеры умножения на десять, то мы увидим, что примеры на пять меньше, чем примеры на десять вполовину.

Например:

Закономерность 5. Умножить на четыре или дважды удвоить число

Рассмотрим пример умножения цифры шесть на четыре и пример удвоения числа шесть два раза.Например:

Ответ получается одинаковый 24.

Рассмотрим еще несколько примеров:

Закономерность 6. Умножение на девять

Если рассмотреть таблицу умножения на девять и ответы которые получаются, то вы тоже увидите закономерность первого и последнего числа в ответе каждого примера. Первая цифра ответа всегда увеличивается на единицу, а вторая цифра ответа всегда уменьшается на единицу.

09,18,27,36,45,54,63,72,81,90

Этап 6. Регулярно повторяйте выученную таблицу умножения

Постоянно проверяйте выученную таблицу умножения у ребенка, сначала спрашивайте таблицу умножения по порядку, медленно, чтобы у ребенка было время подумать и вспомнить, если ребенок отвечает правильно, то можно начать спрашивать вразброс, постепенно увеличивая темп между вопросами.

Таким образом ваш ребенок будет хорошо ориентироваться в таблице умножения и хорошо ее запомнит.

Этап 7. Таблица умножения в виде игры

Не для кого ни секрет, что дети с рождения любят играть, в ходе игры они узнают много нового и интересного.

Поиграйте с ребенком в разные игры, чтобы он лучше усвоил таблицу умножения.

У каждого ребенка в классе есть друзья и подружки пригласите их в гости и поиграйте все вместе.

Игра 1. Шустрый мяч

Взрослый берет мяч в руки и встает в центр комнаты, а дети встают вокруг него по кругу или в полукруг. Ведущий задает вопросы по таблице умножения и кидает мяч в любом порядке дети ловят мяч и отвечают.

Если ребенок ответил неправильно, то можно повторить вопрос и кинуть ему мяч повторно. Во время игры не забывайте хвалить детей за правильные ответы.

Во время игры у детей появляется дух соревнования каждый старается ответить правильно.

Игра 2. Карточки

Заранее приготовьте карточки по таблице умножения, на которых будет написан пример, вы показываете карточку, а ребенок отвечает.

В эту игру можно играть как с одним ребенком, так и с несколькими детьми одновременно.

Чем больше будет детей участвовать в игре, тем интереснее будет вашему ребенку.

В эту игру можно играть на время, кто ответит больше и правильно, тот считается победителем.

Игра 3. Ответь быстро

В эту игру можно играть вдвоем, но лучше несколько человек, выбирается ведущий, это может быть взрослый, он дает задание и кто первый ответит правильно, тот человек набирает очки.

Такая игра научит вашего ребенка запоминать и отвечать быстро. Если играют нескольких человек, то у играющих появляется дух соревнования, и каждый будет пытаться ответить быстрее и набрать, как можно больше очков.

Вопрос 1. Восемью два - ?

Вопрос 2. Пятью восемь - ?

Вопрос 3. Семью пять - ?

Вопрос 4. Трижды десять - ?

Вопрос 5. Шестью три - ?

Вопрос 6. Дважды семь - ?

Вопрос 7. Девятью четыре - ?

Вопрос 8. Семью шесть - ?

Вопрос 9. Восемью девять - ?

Вопрос 10. Шестью четыре - ?

Вопросы можно менять метами до бесконечности, чем больше вы будете задавать такие вопросы, тем быстрее ребенок запомнит таблицу умножения и будет в ней хорошо ориентироваться.

Этап 8. Спокойная обстановка

Родители должны знать несколько правил которые помогут вашему ребенку выучить таблицу умножения.

Правило 1. Мотивация ребенка

Если ваш ребенок не хочет заниматься или учить таблицу умножения займитесь мотивацией ребенка.Каждый родитель хорошо знает своего ребенка и знает, как и когда надо промотивировать ребенка для достижения цели и результата.

Правило 2. Не ругать

Никогда не ругайте своего ребенка за плохие оценки замечания в дневнике за ошибки обязательно разберитесь почему не получается у вашего ребенка хорошо учиться быть внимательным не повторять ошибки и так далее.Разберитесь и помогите вашему ребенку добрым словом и советом.

Правило 3. Одноклассники

Никогда не ставьте в пример своему ребенку одноклассников, родственников, друзей, не унижайте своего ребенка, цените его, любите не забывайте, что каждый ребенок, это отдельная личность, которая имеет свою индивидуальность и особенность.

Научитесь находить правильный подход к своему ребенку в любой даже самой сложной ситуации.

Правило 4. Рассчитывайте силы ребенка

Никогда не ставьте перед ребенком сверх планку, которую он должен преодолеть, старайтесь планировать обучение ребенка постепенно, планомерно без перенагрузок и большого объема материала.

Не пугайте ребенка большим объемом материала приучайте его трудиться постепенно, ребенок постепенно втянется и справится с нагрузками.

Правило 5. Хвалите ребенка

Не забывайте хвалить своего ребенка даже если у него очень маленькие успехи, подбадривайте его, тогда ребенок еще больше будет стараться и у него появится желание осваивать все больше и больше материала.

Курсы для развития интеллекта

Еще у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:

Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет

В курс входит 30 уроков с полезными советами и упражнениями для развития детей. В каждом уроке полезный совет, несколько интересных упражнений, задание к уроку и дополнительный бонус в конце: развивающая мини-игра от нашего партнера. Длительность курса: 30 дней. Курс полезно проходить не только детям, но и их родителям.

Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет

Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)

Супер-память за 30 дней

Как только запишитесь на этот курс - для Вас начнется мощный 30-дневный тренинг развития супер-памяти и прокачки мозга.

В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.

Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.

Деньги и мышление миллионера

Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.

Скорочтение за 30 дней

Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ "да", то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.

При синхронизированной, совместной работе обеих полушарий, мозг начинает работать в разы быстрее, что открывает намного больше возможностей. Внимание , концентрация , скорость восприятия усиливаются многократно! Используя техники скорочтения из нашего курса вы сможете убить сразу двух зайцев:

  1. Научиться очень быстро читать
  2. Улучшить внимание и концентрацию, так как при быстром чтении они крайне важны
  3. Прочитывать в день по книге и быстрее заканчивать работу

Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика

Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.

Заключение:

Не забывайте заниматься со своим ребенком всегда дома, на природе, на даче и так далее, любите своего ребенка, хвалите его, цените его труд и способности, помогайте ему. Желаем вам удачи.

В современной начальной школе таблицу умножения начинают учить во втором классе и заканчивают в третьем, причем часто выучить таблицу умножения задают на лето. Если же летом вы не занимались, и до сих пор ребенок "плавает" в примерах на умножение, расскажем, как выучить таблицу умножения быстро и весело - с помощью рисунков, игр и даже пальцев рук.

Проблемы, которые часто возникают у детей в связи с таблицей умножения:

  1. Дети не знают, чему равно 7 × 8.
  2. Не видят, что задачу надо решать умножением (потому что в ней не сказано прямо: "Чему равно 8 умножить на 4?")
  3. Не понимают, что если ты знаешь, что 4 × 9 = 36, то ты знаешь также, чему равно 9 × 4, 36: 4 и 36: 9.
  4. Не знают, как воспользоваться своими знаниями и восстановить по ним забытый кусочек таблицы.

Как быстро выучить таблицу умножения: язык умножения

Прежде чем начать учить вместе с ребенком таблицу умножения, стоит отойти немного в сторону и осознать, что простой пример на умножение можно описать удивительным количеством разных способов. Возьмите пример 3 × 4. Можно прочитать его как:

  • трижды четыре (или четырежды три);
  • три раза по четыре;
  • три умножить на четыре;
  • произведение трех и четырех.

Поначалу ребенку далеко не очевидно, что все эти фразы означают умножение. Вы можете помочь сыну или дочери, если, вместо того чтобы повторяться, будете как бы между прочим использовать разный язык в разговорах об умножении. К примеру: "Так сколько будет трижды четыре? Что получится, если взять три раза по четыре?"

В каком порядке учить таблицу умножения

Наиболее естественный для детей способ выучить таблицу умножения состоит в том, чтобы начать с самого простого и постепенно двигаться к самому сложному. Разумна такая последовательность:

Умножение на десять (10, 20, 30...), которое дети усваивают естественно в процессе обучения счету.

Умножение на пять (все-таки у всех нас по пять пальцев на руках и ногах).

Умножение на два. Пары, четные числа и удвоение знакомы даже маленьким детям.

Умножение на четыре (ведь это всего лишь удвоение умножения на два) и восемь (удвоение умножения на четыре).

Умножение на девять (для этого существуют достаточно удобные приемы, о них ниже).

Умножение на три и шесть.

Почему 3×7 равно 7×3

Помогая ребенку запомнить таблицу умножения, очень важно объяснить ему, что порядок чисел не имеет значения: 3 × 7 дает тот же ответ, что и 7 × 3. Один из лучших способов наглядно показать это - использовать массив . Это специальное математическое слово, обозначающее набор чисел или фигур, заключенный в прямоугольник. Вот, к примеру, массив из трех строк и семи столбцов.

*******
*******
*******

Массив - простое и визуальное средство помочь ребенку разобраться в том, как работают умножение и дроби. Сколько всего точек в прямоугольнике 3 на 7? Три строки по семь элементов насчитывают 21 элемент. Иными словами, массивы - доступный для понимания способ наглядно представить умножение, в данном случае 3 × 7 = 21.

Что, если мы нарисуем массив другим способом?

***
***
***
***
***
***
***

Очевидно, что в обоих массивах должно быть одинаковое число точек (их не обязательно при этом считать поштучно), поскольку, если первый массив повернуть на четверть оборота, он будет выглядеть в точности как второй.

Оглядитесь, поищите рядом, в доме или на улице, какие-нибудь массивы. Взгляните, к примеру, на пирожные в коробке. Пирожные уложены в массив 4 на 3. А если повернуть? Тогда 3 на 4.

А теперь взгляните на окна многоэтажки. Вот это да, это тоже массив, 5 на 4! А может быть, 4 на 5, как посмотреть? Стоит начать обращать внимание на массивы, как выяснится, что они всюду.

Если вы уже усвоили с детьми идею о том, что 3 × 7 - это то же самое, что 7 × 3, то число фактов умножения, которые вам необходимо запомнить, резко уменьшается. Стоит заучить 3 × 7 - и в качестве бонуса вы получаете ответ на 7 × 3.

Знание переместительного закона умножения снижает число фактов умножения со 100 до 55 (не ровно наполовину из-за случаев возведения в квадрат, таких как 3 × 3 или 7 × 7, которые не имеют пары).

Каждое из чисел, расположенных выше пунктирной диагонали (к примеру, 5 × 8 = 40), присутствует и ниже нее (8 × 5 = 40).

Приведенная таблица содержит и еще одну подсказку. Дети обычно начинают учить таблицу умножения при помощи счетных алгоритмов. Чтобы сообразить, чему равно 8 × 4, они считают так: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32. Но если ты знаешь, что восемью четыре - то же самое, что четырежды восемь, то 8, 16, 24, 32 будет быстрее. В Японии детей специально учат "ставить меньшее число первым". Семь раз по 3? Не делайте так, считайте лучше 3 раза по 7.

Заучивание квадратов чисел

Результат умножения числа на само себя (1 × 1, 2 × 2, 3 × 3 и т. д.) известен как квадрат числа . Это потому, что графически такое умножение соответствует квадратному массиву. Если вы вернетесь к таблице умножения и посмотрите на ее диагональ, то увидите, что всю ее составляют квадраты чисел.

У них есть интересная особенность, которую вы можете исследовать вместе с ребенком. Перечисляя квадраты чисел, обратите внимание, на сколько они каждый раз увеличиваются:

Квадраты чисел 0 1 4 9 16 25 36 49...
Разность 1 3 5 7 9 11 13

Эта любопытная связь между квадратами чисел и нечетными числами - прекрасный пример того, как разные виды чисел связаны между собой в математике.


Таблица умножения на 5 и 10

Первая и самая простая таблица, которую следует заучить - таблица умножения на 10: 10, 20, 30, 40...

Кроме того, дети относительно легко заучивают таблицу умножения на пять, и помогают им в этом руки и ноги, наглядно представляющие четыре пятерки.

Удобно также, что числа в таблице умножения на пять всегда заканчиваются на 5 или 0. (Так, мы точно знаем, что число 3 451 254 947 815 присутствует в таблице умножения на пять, хотя и не сможем в этом убедиться с помощью калькулятора: на экране устройства такое число просто не поместится).

Дети легко удваивают числа. Вероятно, это связано с наличием у нас двух рук по пять пальцев на каждой. Однако дети не всегда связывают удвоение с умножением на два. Ребенок может знать, что, если удвоить шесть, получится 12, но когда вы спрашиваете его, чему равно шестью два, ему приходится считать: 2, 4, 6, 8, 10, 12. В таком случае следует напомнить ему, что шестью два - то же самое, что дважды шесть, а дважды шесть - это и есть удвоенная шестерка.

Таким образом, если ваш ребенок хорошо удваивает, то он, по существу, знает таблицу умножения на два. При этом он вряд ли сразу сообразит, что с ее помощью можно быстро представить себе таблицу умножения на четыре - для этого нужно всего лишь удвоить и еще раз удвоить.

Игра: двойная бродилка

Можно приспособить любую игру, в которой игроки бросают кубик, таким образом, чтобы все броски считались двойными. Это дает сразу несколько преимуществ: с одной стороны, детям нравится идея пройти с каждым броском вдвое дальше, чем показывает кубик; с другой - они постепенно осваивают таблицу умножения на два. Кроме того (что немаловажно для родителей, занятых другими делами), игра заканчивается вдвое быстрее.

Таблица умножения на 9: метод компенсации

Один из способов освоить таблицу умножения на девять состоит в том, чтобы взять результат умножения на десять и вычесть лишнее.

Чему равно девять раз по семь? Десять раз по семь - это 70, вычитаем семь, получаем 63.

7 × 9 = (7 × 10) - 7 = 63

Возможно, быстрый набросок соответствующего массива поможет закрепить эту идею в сознании ребенка.

Если вы заучили таблицу умножения на девять только до "девятью десять", то девятью 25 поставит вас в тупик. Но десять раз по 25 это 250, вычитаем 25, получаем 225. 9 × 25 = 225.

Проверьте себя

Сможете ли вы решить пример 9 × 78 в уме методом компенсации (умножив на 10 и отняв 78)?

Существует и другой удобный способ освоить таблицу умножения на девять. В нем используются пальцы, а дети обожают это.

Держите руки перед собой ладонями вниз. Представьте, что ваши пальцы (включая и большой) пронумерованы от 1 до 10. 1 - мизинец на левой руке (крайний палец слева от вас), 10 - мизинец на правой (крайний палец справа).

Чтобы умножить какое-то число на девять, загните палец с соответствующим номером. Скажем, вас интересует девятью 7. Загните палец, который вы мысленно обозначили как седьмой номер.

А теперь взгляните на свои руки: число пальцев слева от загнутого даст вам число десятков в ответе; в данном случае это 60. Количество пальцев справа даст число единиц: три. Итог: 9 × 7 = 63. Попробуйте: этот метод работает со всеми однозначными числами.

Таблица умножения на 3 и на 6

Для детей таблица умножения на три - одна из самых сложных. В данном случае практически не существует никаких приемов, и таблицу умножения на 3 придется просто вызубрить.

Таблица умножения на шесть следует непосредственно из таблицы умножения на три; здесь, опять же, все сводится к удвоению. Если умеешь умножать на три, просто удвойте результат - и получите умножение на шесть. Таким образом, 3 × 7 = 21, 6 × 7 = 42.

Таблица умножения на 7 - игра в кости

Итак, все, что у нас осталось, - таблица умножения на семь. Есть хорошая новость. Если ваш ребенок успешно овладел таблицами, описанными выше, нет нужды вообще ничего заучивать: все уже есть в остальных таблицах.

Но если ваш ребенок захочет выучить таблицу умножения на 7 отдельно, мы познакомим вас с игрой, которая поможет ускорить этот процесс.

Вам потребуется столько игральных кубиков, сколько сможете найти. Десять, к примеру, - отличное количество. Скажите сыну или дочери, что хотите посмотреть, кто из вас сможет быстрее сложить выпавшие на кубиках числа. Однако позвольте детям самим решить, сколько кубиков бросать. А чтобы повысить шансы ребенка на выигрыш, можете договориться, что тот должен сложить числа, указанные на верхних гранях кубиков, а вы - те, что и на верхних, и на нижних.

Пусть каждый ребенок выберет по крайней мере два кубика и положит их в стакан или кружку (в них удобно трясти кости, добиваясь случайности броска). Вам нужно знать лишь, сколько кубиков взял ребенок.

Как только кубики брошены, вы можете сразу же посчитать, какую сумму дадут числа на верхних и нижних гранях! Каким образом? Очень просто: умножив число кубиков на 7. Таким образом, если было взято три кубика, сумма верхних и нижних чисел составит 21. (Причина, разумеется, в том, что числа на противоположных гранях игральной кости всегда дают в сумме семь.)

Дети будут так поражены скоростью ваших подсчетов, что тоже захотят овладеть этим методом, чтобы когда-нибудь воспользоваться им в игре с приятелями.


В эпоху так называемой Британской имперской системы мер и "недесятичных" денег каждому необходимо было владеть счетом до 12 × 12 (тогда в шиллинге было 12 пенсов, а в футе 12 дюймов). Но и сегодня 12 то и дело всплывает в расчетах: множество людей по-прежнему меряет и считает в дюймах (в Америке это стандарт), а яйца продают дюжинами и полудюжинами.

Мало того. У ребенка, свободно перемножающего числа больше десяти, начинает вырабатываться понимание того, как перемножаются большие числа. Знание таблиц умножения на 11 и 12 помогает заметить интересные закономерности. Приведем полную таблицу умножения до 12.

Обратите внимание: число восемь, к примеру, встречается в таблице четыре раза, тогда как 36 - пять раз. Если соединить все ячейки с числом восемь, получится плавная кривая. То же можно сказать и про ячейки с числом 36. В самом деле, если какое-то число появляется в таблице больше двух раз, то все места его появления можно соединить плавной кривой примерно одинаковой формы.

Вы можете подтолкнуть своего ребенка к самостоятельному исследованию, которое займет его (может быть) на полчаса, а то и больше. Распечатайте несколько экземпляров таблицы умножения двенадцати первых чисел на 12, а затем попросите его сделать следующее:

  • раскрасить все ячейки с четными числами красным цветом, а с нечетными - синим;
  • определить, какие числа встречаются там чаще всего;
  • сказать, сколько в таблице встречается различных чисел;
  • ответить на вопросы: "Какое самое маленькое число не встречается в этой таблице? Какие еще числа от 1 до 100 в ней отсутствуют?".

Фокус с одиннадцатью

Таблица умножения на 11 строится проще всего.

1 × 11 = 11
2 × 11 = 22
3 × 11 = 33
4 × 11 = 44
5 × 11 = 55
6 × 11 = 66
7 × 11 = 77
8 × 11 = 88
9 × 11 = 99

  • Возьмите любое число от десяти до 99 - пусть это будет, скажем, 26.
  • Разбейте его на два числа и раздвиньте их, чтобы в середине образовался пробел: 2 _ 6.
  • Сложите между собой две цифры вашего числа. 2 + 6 = 8 и вставьте то, что получилось, в середину: 2 8 6

Это ответ! 26 × 11 = 286.

Но будьте осторожны. Что получится, если вы перемножите 75 × 11?

  • Разбиваем число: 7 _ 5
  • Складываем: 7 + 5 = 12
  • Вставляем результат в середину и получаем 7125, что очевидно неверно!

В чем дело? В этом примере есть небольшая хитрость, которую нужно применять тогда, когда цифры, использующиеся для обозначения числа, в сумме дают десять или больше (7 + 5 = 12). Прибавляем один к первой из наших цифр. Следовательно, 75 × 11 будет не 7125, а (7 + 1)25, или 825. Так что фокус на самом деле не так прост, как может показаться.

Игра: победи калькулятор

Цель этой игры - развить навык быстрого пользования таблицей умножения. Вам потребуется колода игральных карт без картинок и калькулятор. Решите, кто из играющих первым будет использовать калькулятор.

  • Игрок с калькулятором должен перемножить два выпавших на картах числа; при этом он должен использовать калькулятор, даже если знает ответ (да, это может быть очень тяжело).
  • Другой играющий должен перемножить те же два числа в уме.
  • Тому, кто получает ответ первым, достается очко.
  • После десяти попыток игроки меняются местами.

Таблица умножения является основой математики. Чтобы научиться выполнять сложные математические и алгебраические действия в средней и старшей школе, необходимо знать умножение и деление чисел.

Как быстро выучить таблицу умножения? Ведь во взрослой жизни каждый человек достаточно часто сталкивается с ней: совершая покупки в магазине, распределяя семейный бюджет, в работе (бухгалтер, экономист, сметчик и другие), снимая показания счетчиков электрических (газовых, водных) приборов и оплачивая коммунальные услуги и так далее.

Обо всем - в данной статье.

История

Самой древней таблицей умножения считается та, которая была создана еще в Древнем Вавилоне - примерно 4 тысячи лет назад (то есть еще до нашей эры).

Именно по ней осуществляется обучение школьников уже не один десяток поколений в странах Европы и в России по настоящее время.

Если присмотреться повнимательнее и самостоятельно найти определенные закономерности, то вопрос "Как быстро выучить таблицу умножения?" (а также в обратную сторону - деления) можно разрешить чрезвычайно быстро и без лишних усилий. Что как раз нравится детям.

В советские времена таблицу уже задавали школьникам после 1 класса, а во 2-м основательно закрепляли. В настоящее время, по сути, ничего не изменилось - ребенок должен изучить данный фундаментальный материал к 8 годам.

Хотя, согласно положению о школьном образовании Великобритании, каждому ребенку важно овладеть таблицей умножения до 11 лет. Это может быть раньше или именно в этом возрасте, но не позже.

Одна современная школьная учительница математики для своих детей специально покупала, когда те учились в младших классах, тетради в клетку, на обложке которых напечатана таблица умножения - не столбцами:

Она выбирала вариант, оформленный именно таблицей. Это игра в таблицу умножения, чтобы быстро выучить ее при минимальных усилиях (со стороны детей и родителей).

Почему она имеет именно такой внешний вид?

  1. Просто так выглядит настоящая таблица Пифагора, а все остальные представленные формы - это производные.
  2. Такое расположение чисел очень интересно для детей. А потому они неосознанно начинают играть с этой табличкой: искать закономерности, рисовать диагональ, видеть геометрические фигуры и так далее.
  3. Именно благодаря данной таблице умножения дети без чрезмерного труда и назидания, быстрее и без вмешательства взрослых запоминают все математические операции (умножение, деление).

Поэтому не стоит "напрягать" ребенка, заставляя его бездумно зазубривать ненавистные столбцы, которые буквально навязывались детям еще с советских времен.

Лучше подать необходимый материал в интересной для ребенка форме, чтобы, по возможности, он сам попробовал разобраться, что к чему.

Логическое изучение таблицы умножения

Согласно школьной программе, на уроках математики таблицу изучают последовательно: начиная с числа 2 и до 9 (младшая школа). В средней и старшей - совершают данные математические действия в более усложненном варианте (четырехзначные умножают на четырехзначные и так далее).

А изучая каждое последующее число, умноженное на ряд от 1 до 9, уже нет смысла учить предыдущие, потому что они усвоены. Например, таблица на 4 начинается с того, что это число умножается на само себя, а на 1, 2 и 3 уже известны ответы.

Это еще знаменитый переместительный закон, который гласит, что 2 х 4=4 х 2 или 3 х 4=4 х 3 и так далее.

Что касается обратного процесса - деления, то его вообще учить специально нет необходимости. Это связано с тем, что если умножение усвоено, деление запоминается само собой.

Особенно легко понять данный материал на практике через решение задач или примеров.

Счет

Еще один занимательный способ запоминания таблицы умножения - тренажер для 3 класса. Это счет: двойками до 20, тройками до 30, четверками до 40, пятерками до 50 и так далее.

Кстати, такой подход очень хорошо развивает и образное мышление, о котором будет еще идти речь далее.

Если представить последовательно все числа от 1 до 100 в виде десятков: первый, второй, третий десяток и так далее, то таким образом легко осуществить счет.

Например, двойками до 20:

  • две двойки - это 4;
  • три - 6;
  • четыре - 8;
  • пять - 10;
  • шесть - 12;
  • семь - 14;
  • восемь - 16;
  • девять - 18;
  • десять - 20.

При этом можно вместе с ребенком или детьми представлять, как эти двойки "паровозиком" двигаются друг за дружкой. Это очень хорошая игра, чтобы быстро выучить таблицу умножения.

И важно, чтобы ученики запоминали результаты этого счета - последовательно, а потом вразброс.

Еще немного логики…

Также выучить таблицу умножения помогают некоторые математические законы:

  1. Распределительный - по сумме. Один из множителей можно представить в виде суммы двух чисел и поочередно перемножить второй на них (6 х 9=6 х 5+6 х 4). Работает и в обратном направлении - когда раскладывается другой множитель.
  2. Распределительный - по разности. Один из множителей представляется как разность большего числа (более запоминаемого) и меньшего (простого). Тогда второй перемножается с этими числами и определяется разность полученных произведений (6 х 7=6 х 10 - 6 х 3). Работает закон и в обратном направлении.
  3. Сочетательный - один из множителей представлен в виде 2 множителей, тогда второй перемножается последовательно, можно поставить скобки для четкости представления примера (7 х 6 = 7 х 2 х 3).

Опорные анализаторы

Но самое главное, о чем следует помнить при изучении таблицы Пифагора, это опорные анализаторы: слуховые, моторные, зрительные, тактильные, словесные.

Именно они помогают разделить весь объем информации на блоки и поставить свои опорные точки, благодаря которым легче запомнить каждый информационный блок.

Тогда выучить таблицу умножения с ребенком - это игра, составленная их интересных блоков, в которых есть свои ассоциации и сигналы. Усвоение пройдет намного быстрее и проще. А еще процесс будет интереснее.

Игровые способы изучения таблицы умножения

Современные педагогические приемы в изучении любых наук, в том числе и математики, подразумевают игровые формы обучения, когда ребенок учит таблицу умножения, даже не догадываясь об этом.

Также допустимо применение стихотворений, песен, картинок, которые служат подсказками и хорошо запоминающимися образами, чтобы в будущем малыш смог легко восстановить в памяти любой фрагмент.

Основные методы обучения: визуализация, игра, запоминание, ассоциации.

Визуализация помогает легко выучить таблицу умножения, как информацию, которую можно представить. Предполагает наличие счетных материалов, картинок, счет на пальцах и так далее.

Для детей, которые любят рисовать, отличным способом запомнить таблицу умножения является изображение предметов: геометрических фигурок (хорошо знакомых ребенку), любимых игрушек, сказочных персонажей, животных, растений, звездочек, солнышек и так далее.

Можно учить таблицу Пифагора с помощью обучающих видеороликов, а также мультфильмов или приложений на гаджетах (но под присмотром родителей).

Обо всем по порядку.

Образное изучение

Можно учить таблицу умножения, играя. Особенно детям нравятся цветные картинки, плакаты, на которых изображена полезная информация, но в нестандартном виде.

  1. Отличным способом будет распечатать или написать от руки настоящую таблицу Пифагора, заламинировать и повесить на видном месте, где ученик чаще всего проводит время (над письменным столом, в ванной комнате, возле зеркала, на дверях и так далее). Можно в миниатюрном формате носить с собой. Это поможет таблице быть всегда перед глазами ребенка и постепенно запомнить ее целиком.
  2. Для малыша, который только знакомится с данным материалом, хорошо приобрести плакат крупного формата, где вся таблица умножения представлена в виде образов - картинок. Или нарисовать самим такой. Постепенно, чтобы усваивался материал, придумывать вместе каждую деталь и запоминать. Ну и самое главное, чтобы ребенок тоже карандашами или красками (восковыми мелками и другими материалами) помогал изображать любимые картинки.
  3. Лепка предметов (чисел в сказочном виде, фруктов, овощей, животных) из пластилина, соленого теста или глины. Это отличный способ вспомнить образы, которые были слеплены своими руками, и таким образом запомнить таблицу умножения от 2 до 9.

Математические законы (распределительный, сочетательный, переместительный) также можно объяснить и показать с помощью картинок, предметов, игрушек.

Изучение на пальцах

Одним из способов визуального запоминания таблицы Пифагора является изучение на пальцах. Например, на 9.

Обозначить каждый палец - от 1 до 10. И загибая по одному, поиграть, называя последовательно, а затем вразброс каждый пример таблицы умножения на 9.

Подробнее можно ознакомиться с методом, просмотрев это короткометражное видео.

Игры с карточками

Учим таблицу умножения, играя. Это придется по душе старшим ребятам - 7-9 лет.

Есть несколько вариантов такого способа запоминания данной математической информации.

  1. Приобрести готовые или сделать самостоятельно (вместе с ребенком) картонные карточки (размеров 10 х 15 сантиметров или 8 х 12 см). По количеству столько, сколько примеров на умножение существует в таблице от 2 до 9 (всего 90 штук). С одной стороны отражен пример, а с другой - ответ (для самопроверки). С таким материалом можно играть как угодно - на что хватит фантазии. Обычно дети сами предлагают, как им бы хотелось применить такие карточки. А самое главное, что в игре будет запоминаться - постепенно и ненавязчиво - вся таблица Пифагора.
  2. Карточки - по количеству 90 штук, по размеру 10 х 15 или 15 х 20 сантиметров. Этот математический материал будет нести в себе следующую информацию: на одной стороне крупным и ярким шрифтом написать пример на умножение, а с другой - он же, только в виде суммы (первая сторона: 3 х 3; вторая: 3 + 3 + 3; и так далее). Ребенка или группу детей можно расположить на коврике, перемешать карточки и пусть каждая будет названа с одной стороны (прочитан вслух пример и назван ответ) и, не переворачивая, - с другой (затем перевернуть и проверить).

Стихи

Как быстро выучить таблицу умножения? В стихах представить каждый пример.

Это отличный способ запомнить любую информацию, в том числе и математического характера. А еще важно, чтобы к каждому примеру была прикреплена какая-то знакомая малышу ассоциация.

Таблицу умножения в стихах можно найти в интернете, специальных учебных пособиях (например, «Нестандартная математика» или «Учим математику, играя»), а также придумать самостоятельно (вместе с ребенком).

Ментальная арифметика

Но самым продвинутым способом изучения математики и ее главных операций, в том числе и умножение, является Основана еще в Древнем Риме, благодаря счету на пальцах (одна рука представляет единицы, другая - десятки). Именно такой принцип заложен в основу специального прибора - счет, широко применяющихся при изучении ментальной арифметики. Эти счеты еще называют абакус или соробан. В настоящее время данная методика изучения чисел и действий с ними - называется японской или восточной. На таких счетах (абакусе) можно не только прибавлять и вычитать, но и умножать, и делить. Но главный секрет в том, что у ребенка во время обучения этому искусству счета включаются в работу оба полушария мозга. Это помогает полнее развиваться и в точных науках, и в гуманитарных. Такая методика будет интересна детям, освоившим таблицу умножения до 9. Тогда с помощью счет можно научиться осуществлять данную операцию с двух-, трех-, четырехзначными числами. И даже больше.

Также это закрепление таблицы умножения.

Удивительно простой и быстрый способ как выучить с ребенком таблицу умножения от 2 до 9 является метод сетки.

Принцип такой: в зависимости от того, какое числовое значение первого множителя в примере, столько и горизонтальных линий необходимо начертить. А какое - второго множителя, столько вертикальных (пересекающихся с горизонтальными) линий необходимо начертить.

Количество точек пересечения и будет ответом.

Например, действие 2 х 2: две горизонтальные линии и две вертикальные - точек пересечения четыре, значит и ответ 4.

Или 4 х 4: четыре горизонтальные линии и четыре вертикальные - в итоге видно 16 точек пересечения. Значит ответ: 16.

Обучающие мультфильмы, программы

Дети с удовольствием закрепляют материал по изучению таблицы умножения вместе с обучающими мультфильмами.

Или играми, в которых участвуют любимые сказочные персонажи.

Хороший тренажер для 3 класса - таблица умножения в специальных приложениях для детей на гаджетах. Их можно скачать и вместе с малышом изучать и закреплять умножение.

Как запоминать детям информацию

Оказывается, выучить - это еще часть дела. Самым непростым является отправить новую информацию долговременную память ребенка.

Как легко выучить таблицу умножения? И запомнить ее на всю жизнь?

Если учить с ребенком любым (из вышеизложенных) способом, то так устроен мозг, что в первый час после соприкосновения с новой информацией забывается практически 60% (согласно исследовательским данным немецкого ученого Г. Эббингауза).

Достаточно важным аспектом изучения является повторение материала.

Существует несколько временных этапов, которые необходимо выдержать, чтобы произошло закрепление новой информации:

  1. Повторить сразу после изучения.
  2. Через 20 минут.
  3. Спустя 8 часов.
  4. Через сутки.

И если придерживаться данной последовательности при изучении таблицы умножения (каждой части: на 2, 3, 4 и так далее), то гарантировано через время весь материал успешно запомнится и усвоится навсегда.